Недвижимость Таиланда
8 800 551-10-30 (регионы РФ)
+7 495 133 90 59
+66600035034 (Таиланд)

Дой Сутеп-легенды и быль

Ослепительно сверкающая золотом великолепная ступа, возвышающаяся над причудливой разноцветной композицией крыш храмового комплекса на фоне бездонной голубизны неба. Сказочная лестница в виде изогнутой спины гигантского дракона, вершина которой символически теряется в облаках. Вы здесь еще не были, но вам кажется, что были, и были не раз... Это один из самых популярных сюжетов в рекламных буклетах Таиланда - легендарный храм Дой Сутеп (Doi Suthep), ставший одним из самых важных символов страны и ее религиозном центром.
 
Храм Дой Сутеп, некогда являвшийся жемчужиной отдельного королевства Ланна, расположен в 15 км от Чианг-Мая - города, по сей день называемого «северной столицей».

Храм был построен более 700 лет назад на вершине горы Дой Сутеп на высоте 1676 метров над уровнем моря. В действительности название храма значительно сложнее. Оно звучит Ват Пхратат Дой Сутеп Райчавон Вихан, что в переводе означает «Храм светлейших останков на горе Сутеп, высочайший дворец и вихара».

Более лаконичное название храму дали многочисленные буддистские паломники со всего мира, а также туристы. Как вы уже догадались, слово «дой» означает «гора». А слово «сутеп» переводится как «удивительная красота». Иногда, впрочем, название горы соотносят с именем отшельника Судевы, который, по преданию, жил на этой горе еще задолго до основания храма.

СВЯЩЕННАЯ РЕЛИКВИЯ

О возведении храма Дой Сутеп, которое происходили в 1383 году, очень красиво рассказывает легенда. Coгласно ей, однажды один очень уважаемый монах Суман из Сукхотая увидел сон, в котором Высший разум указал ему место, где находилась священная реликвия. Монах отправился в указанное место и нашел священные кости плеча Будды. Как утверждает легенда, мощи обладали магическими целебными свойствами.

Они переливались таинственным светом,то появлялись, то исчезали прямо на глазах у пораженных как громом людей. Но, пожалуй, самое важное, что пришло с реликвией, - это случай, когда она сама раз и навсегда разделилась на две части. Меньшую часть реликвии оставили в храме Суан Док в Чианг-Мае, а большую, помещенную в ларец,изложили на спину священного животного - белого слона — и отправили с бесценной ношей в джунгли,определить достойное место, в котором должно находится сокровище.

СЛЕДУЯ ЗА СЛОНОМ

Белый слон протрубил три раза и отправился на запад, в сторону гор.За слоном следовал почтенный Сумана, король Ку На (1355-1385 гг.) и многочисленная королевская свита. Слон выбрал для себе для подъема живописную гору и поднялся на ее вершину. Огляделся по сторонам, но решил продолжить свой путь.

Сегодня эта гора называется Дой Чианг Норн - что в переводе означает «Гора отдыхающего слона». Зачем он поднялся на другую вершину, более высокую и более живописную. Люди были под впечатлением этого места и желали, чтобы слон выбрал место для храма именно здесь. Но слон снова двинулся дальше. Эту гору назвали Санам Дой Нгарм, что в переводе означает «Красивая гора». Когда белый слон, наконец, поднялся на гору Сутеп, он остановился на вершине и протрубил три раза.

Затем развернулся на полный оборот против часовой стрелки, встал на колени и еще раз протрубил три раза. Такое выразительное поведение слона было принято людьми за несомненный знак выбора священного места. Со спины слона почтительно сняли ларец с мощами Будды. Белый слон окинул прощальным взглядом чудодейственное место и тут же закрыл глаза навеки. Так, на горе Сутеп возник первый реликварий, а затем был построен великолепный храм, который в последующие эпохи постепенно превращался в крупный храмовый комплекс.

ТРОПОЙ ЛЕГЕНДЫ

Иногда тайцы в память о слоне называют гору Дой Сутеп - Дой Аой Чанг, то есть «Горой белого, как сахар, слона». Что касается двух других знаменитых гор, которые также указал священный слон во время своего магического путешествия, о них жители Чианг-Мая также не забыли. Считается, что обе горы служат убежищами для двух духов, охраняющих город: Пу Сай и Йя Сай. На склонах гор в различных местах расположены жертвенные места, куда жители приносят символические подношения для духов.

Недалеко от горы Дой Сутеп расположена еще одна высокая гора - Дой Пуй, которая на 9 метров выше святого места и составляет 1685 м. Именно в этих местах удивительной красоты и был зарегистрирован в 1981 году национальный парк Дой-Сутеп-Пуй, занимающий площадь 261 кв. км.

И пока мы рассказываем о священном месте, посещаемом буддистскими паломниками со всего мира, далекий от сложной восточной философии читатель, являющийся только посвященным в «орден» самых любознательных туристов на свете, конечно, уже составил себе план, где бы «послоняться» по интересному маршруту в горах. И не просто так, а «Тропою белого слона».

НА ТЕРРАСЕ

Поднявшись по знаменитой лестнице, в которой, кстати, всего только 309 ступенек, а не тысячи, как можно судить по рекламным картинкам, мы оказываемся перед входом в храм Дой Сутеп. По сути, это целый сакральный городок с парками и лестницами, большими и меньшими храмовыми постройками, любопытными скульптурами, в которых причудливым образом сочетаются мифические персона с религиозной атрибутикой священного места. Вся композиция этого высокогорного комплекса располагается на двух уровнях, на которых, помимо архитектурных и скульптурных ансамблей, учтены и просторные смотровые террасы.

С нижней террасы, утопающей в зелени и красочных цветочных ростках, открывается великолепная панорама на Чианг-Май окрестные холмы и равнины. В северо-западной части террасы находится скульптура легендарного белого слона. Впрочем, его изображение на территории храма можно увидеть многократно: в элементах архитектуры, скульптурных группах и настенных фресках.

Недалеко от символических «драконовых ворот» и скульптуры слона на нижней террасе paстет не менее знаменитое здесь дерево - это джекфрут, украшенный колокольчиками, цветами и лентами. Именно это дерево считается священным и называется «деревом Будды». Исток этого дерева еще в незапамятные времена был привезен из Индии. Говорят, что родословная этого дерева определенным образом ведется от того дерева, под которым принц Гаутама обрел просветление.

Белому слону довольно уютно в таком соседстве, и он наверняка чувствует себя здесь как "у Будды за пазухой". Если пройти правее, то можно увидеть большой павильон, в глубине которого находится статуя отшельника Судевы. 

В ОСЛЕПИТЕЛЬНОМ БЛЕСКЕ

По обе стороны павильона находятся лестницы, по кот. рым можно войти на верхнюю террасу. Перед входоЛ самую священную часть территории храма необходимо снять обувь. Здесь же можно взять верхнюю одежду, если, собираясь в это путешествие второпях, вы случайно совершим бестактность, оставив открытыми плечи и колени. А затем.....  приготовьтесь зажмурить глаза! В сердце храмового комплекса все так блестит золотом, что на эту красоту «золото на золотом» пристально смотреть так же трудно, как приглядываться к солнцу.

В Дой Сутеп все великолепные образцы тайской храмовой архитектуры XIV века поддерживался в прекрасном состоянии, к тому же недавно был заверив косметический ремонт самого главного элемента - золоти ступы, часто называемой также «чеди». Именно золотая ступа и является самым важным местом в храме, где храните главная реликвия - фрагмент мощей Будды. Сверкающее золотом главное сакральное строение окружено с четырех сторон огромными позолоченными «зонтами». Во время службы совершается обход ступы по периметру.

Первый раз - в честь самого Будды, второй - в честь его учеников и третий в честь монахов. Совершая обход, верующие несут цветы и свечи. В специально отведенном месте на стене можно оставить монетку «на счастье». Цветы возлагают к вихарнам - местам со скульптурами Будды. Вокруг распространяется волшебный запах цветов, соединяющийся с изысканным ароматом специальных благовоний.

ВОЛШЕБСТВО УЛЫБКИ

Статуи Будды на территории Дой Сутеп излучают мудрость и умиротворение. В многозначительности и загадочности улыбки Будды и отражаются идеи всего учения: о призрачности жизни и всего земного, о бесконечных перерождении и самосовершенствовании. Лицо Великого учителя - cyщества, достигшего наивысшего предела духовного развития, излучает благочестие и спокойствие. Кроме классических изображений «луноликого» Будды, на обширной площади верхней террасы можно обнаружить и более смелые скульптурные решения. В изображении лика Учителя можно увидеть и менее неприступные, более земные черты.

Интересно, что в лучезарном взгляде Будды, как будто внимательно наблюдающем за тобой со всех сторон, множество деталей храмового комплекса как будто приобретают магическое значение. Посмотрите, небольшой храм, украшенный драконами у входа с названием «МОМ», то есть «Мамочка». Драконы вовсе не страшные, а очень даже симпатичные. Здесь размышления о значении мифов в философии буддизма напрашиваются сами собой. Взгляд одного из золотых Будд как будто освещает великолепный фонарь XVI века, находящийся недалеко от золотой ступы.

Неподалеку установлен интересный механизм: фигурка позолоченного лебедя, действующая по принципу математического маятника и разливающая капли святой воды для благославения. Впрочем, в Дой Сутеп можно обнаружить сотни любопытнейших деталей. И каждой из них подходит определение: искусство, фантазия, тайна, красота и еще,много-много золота. Многозначительные улыбки здесь можно увидеть не только на лице Учителя, но и у посетителей. Здесь как паломники, так и туристы приобщаются к красивым гуманным идеям и их чудесной, чуть ли не волшебной интерпретации.

МУЗЫКА ЖЕЛАНИЙ

Дой Сутеп поражает совершенством гармонии архитектуры и природы, мифологии и религии. Одним из самых незабываемых и чарующих элементов магической атмосферы храма является уникальная акустическая аура, создаваемая постоянным мелодичным перезвоном сотен колоколов и колокольчиков. На нижней террасе находится целая аллея колоколов среднего размера, расположенных на высоте человеческого роста.

В эти храмовые колокола разрешено бить всем желающим, но при условии, что посетители это будут делать правильно - за язычок, не толкая сам колокол. Считается, что, если ударить в храмовый колокол, это принесет счастье и удачу. Ударить нужно только один-единственный раз, поскольку «счастье» - понятие единое, а удачу нельзя спугнуть. На верхней террасе, поближе к самому священному месту (золотой ступе), можно увидеть тысячи маленьких колокольчиков разных форм и размеров.

Верующие приносят сюда эти маленькие колокольчики и развешивают их вблизи статуй Будды, на деревьях и ограждениях и вообще везде, где их только можно красиво завесить. Каждый колокольчик - это загаданное желание. Когда дует ветер, колокольчики звенят, и их разноголосый мелодичный перезвон таким изящным способом доносит до ушей Будды мысли и желания простых смертных. Считается, что к Будде может обратиться каждый, кто испытывает такую духовную потребность, и для этого быть буддистом совершенно необязательно.

Контакты

Наверх